Волшебные закулисья «Ла Скала», восторженная публика «Метрополитен-опера», тайны «Опера Гранье», звёздная сцена «Мариинки» и интриги «Большого». На каждой из этих площадок оживают истории героев книги. Погружаясь в этот мир, вдруг понимаешь: они, балетмейстеры, творцы великого искусства – люди с другой планеты, из мира вечного благоговения, вынужденные жить в реалиях бренной Земли.
Краткие биографии героев текут как адажио Альбинони: у подавляющего большинства впоследствии великих людей – нищенское, убогое детство, а далее – упорный труд, отсутствие полноценных семей, неудачи в личной жизни, и аверсом – победы на сцене и всемирная слава!
От некоторых подробностей жизни Айседоры Дункан и Ольги Спесивцевой, признаюсь, холодело в груди, но, тем не менее, эти люди оставили после себя наследие, которое сложно переоценить. Мировые войны, безжалостные революции, блокадный голод, отсутствие примитивных человеческих условий для работы – ничто не могло погасить огонь в сердцах выдающихся танцоров большого балета. Таковым был их своеобразный жизненный экзерсис. И, видимо, поэтому они собирали огромные залы и воспаляли своим искусством умы поэтов и царей.
Из книги мы также узнаём, что родоначальниками русского балета были итальянские примы, ангажируемые нашим правительством в конце 19 века. Однако и мы можем похвастать тем, что стояли у истоков возрождения балета. Пусть и французского, но всё же. Сергей Дягилев отпасовал Парижу, а тот, спустя век знакомит Москву с одним из своих любимых сынов – Роланом Пети (который ставит балет на музыку «Пинк-Флойд»). Ведь мир балета – это конвейер танца, культуры, которой хочется делиться и заражаться независимо от принадлежности к нации или возрасту.
Автор: Сергей Канаев
