Проект «Внуковский архив» был задуман московским адвокатом Александром Добровинским более пяти лет назад, когда им была приобретена дача самой известной и самой таинственной пары в истории советского кино – Любови Орловой и Григория Александрова. Зародившаяся в начале идея устроить в ней мемориальный музей отошла на второй план когда в руках коллекционера оказался огромный, находившийся в плачевном состоянии архив хозяев дачи, долгое время всеми считавшийся утраченным. Уже первое ознакомление с ним показало, что он содержит не просто редкие, но в некоторых случаях совершенно уникальные материалы и документы, имеющие огромное значение, как для отечественной, так и для общемировой культуры. По приглашению Александра Добровинского в течении нескольких лет группа исследователей разбирала и подготавливала к публикации архив, который, благодаря усилиям коллекционера, пополнился вновь собранными материалами.
Настоящий, первый том «Путь наверх», посвящен началу творческого пути
Г.В. Александрова и Л.П. Орловой. Основную его часть составляют редкие фотографии, рукописные документы и графические материалы, всеобъемлюще иллюстрирующие театральные и кинематографические работы молодого режиссера, созданные им в соавторстве с Сергеем Эйзенштейном в первой половине 1920-х годов, в т. ч. такие шедевры мирового кино как «Броненосец ''Потемкин''» и «Октябрь». Материалы к последней картине, снимавшейся в залах Зимнего дворца, в виду их уникальности, по просьбе Государственного Эрмитажа предоставлены для выставки, посвященной юбилею Октябрьской революции.
Документы, связанные с ранним, до знакомства с Александровым периодом творчества Любови Орловой, никогда прежде не публиковались и никому не были знакомы. Их публикация разрушает многочисленные домыслы и легенды, которыми всегда было окружено имя великой актрисы.
К изданию также подготовлен блок из трех книг, в которых будет опубликована обладающая наибольшей научной и исторической ценностью часть архива – фотографии, письма, и главное – дневники, которые Александров вел во время поездки группы Эйзенштейна по странам Европы (Германия, Англия, Голландия, Франция) и Америки (США и Мексика) в 1929–1932 годах. Основные действующие лица этих записок – все наиболее выдающиеся деятели европейской и американской довоенной культуры. В отличие от путевых очерков М. Горького, И. Эренбурга, И. Ильфа и
Е. Петрова, дневники Александрова не предназначались для печати и потому совершенно лишены какой-либо тенденциозности. Это их качество, как и огромная информационная насыщенность, вызывали неподдельный интерес со стороны зарубежных исследователей, к которым составители обращались за консультациями.
Идет работа над подготовкой к публикации второй части архива, связанной со знаменитыми фильмами «звездной пары» – «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» и «Весна». Каждому из них будет посвящен отдельный том. Заключительные тома расскажут о проектах военного времени, в т. ч. о снимавшемся в эвакуации в Баку фильме «Одна семья», а также о послевоенных работах («Встреча на Эльбе» и «Глинка»). Финальный, 12-й том, решено посвятить «интернациональным» связям – многочисленным послевоенным поездкам Александрова и Орловой за рубеж, их встречам с мастерами западной культуры, среди которых особое место принадлежит Чарли Чаплину, чей «мини-архив», состоит из нескольких сотен единиц хранения.
Ждем Вас в Литературном кафе, 2-й этаж!
Вход свободный!
Аккредитация СМИ: pressa@mdk-arbat.ru