- Мария, как вы думаете, почему на выборах в Думу провалилась СПС и «Яблоко»?
- Я не идеализирую СПС, но тем не менее, мне грустно, что они не попали в Думу. Провал СПС - это прежде всего провал их PR-технологий. Правые устарели и им надо меняться. Они снимают агитационные ролики, где разговаривают с населением, сидя в белых креслах самолета, тогда как люди даже не видели этих самолетов. Чубайс с Хакамадой объясняют, что каждый выпускник может получать 2-3 тысячи долларов, когда на самом деле, на рынке труда им нигде не предложат больше 100. Когда они говорят такое, складывается ощущение, что они не знают в какой стране живут. Хорошего бы психолога Немцову и он мог бы стать настоящим лидером. Ведь это единственный человек, который пришел <снизу> - из Нижнего Новгорода. Кстати о нем там до сих пор вспоминают действительно добрым словом. А Хакамаде нужно взрослеть. Чубайса же вообще нельзя показывать:Конечно, если бы СПС объединились с Яблоком, они бы были в электорате, но на это никогда не пойдет Явлинский.
- Как вы оцениваете «чистоту» этих выборов?
- Как ни странно, таких честных и приличных выборов не было еще ни разу. Вешняков создал такой аппарат, который довольно прилично работает. В Москве уже нельзя купить наблюдателя. Просто не сравнить с прошлыми выборами. Тогда мы ездили по избирательным участкам и видели, как технологи избирательных комиссий проделывали такие фокусы, которые не снились даже Игорю Кио. Об этом я рассказала в своей новой книге.
- Что-то изменилось, по-вашему, в общественном сознании людей со времени прошлых выборов?
- За последние 10 лет Россия стала другой страной. А за последние 4 года вряд ли что-то сильно поменялось. В этот раз явка была меньше - это значит, что ситуация в стране как-то стабилизировалась. Ведь раньше люди бежали на выборы, чтобы выбрать того, кто сделает их жизнь лучше. Женщин в парламент так никто и не хочет пускать. За их права еще долго никто не встанет. Во всей Европе уже давно действует закон, следуя которому ни одна партия, в которой больше 70 % людей одного пола, не может быть зарегистрирована. А у нас плохо пока с такой перспективой.
- Мария, сейчас вы активно занимаетесь политической деятельностью, а ведь еще совсем недавно выступали экспертом «женских душ» в передаче «Я сама». Не возникает желания вернуться на телевидение?
- Мне постоянно поступают ТВ-предложения и я довольно часто «мелькаю» по телевизору. Но, сейчас я занимаюсь политической деятельностью и считаю, что неправильно одновременно делать два дела. У меня своя партия «Клуб женщин вмешивающихся в политику». И хотя, сейчас мы не в Думе, считаю, что нужно соблюдать закон разделения властей. Мне, например не нравится, что наш министр культуры этого разделения не придерживается и ведет сразу две передачи на телевидении. Складывается ощущение, что у него просто нет других дел.
- Вам не кажется, что название вашего общественного движения «Клуб женщин, вмешивающихся в политику» звучит несколько странновато? Ведь политику во всем мире делают все-таки мужчины?
-Я даже добавлю, что политику во всем мире делают не просто мужчины, а мужчины с белым цветом кожи, среднего возраста, выходцы из среднего класса, и, увы, с довольно средним интеллектом. И та политика, которую эти мужчины делают во всем мире, нас, всех остальных, больше не устраивает, поэтому мы и начинаем вмешиваться. Название «Клуб женщин, вмешивающихся в политику» наиболее точно отражает реальность, потому что женщины, делают политику только в странах, где у них половина мест в правительстве и половина - в парламенте. Поэтому я трезво оцениваю положение женщин в российской политике.
- Скажите, чего больше в ваших книгах, в том числе последней, - вымысла или реальных фактов российской действительности?
Я художник-реалист. Этакий акын, который пишет о том, что видит. Но я все-таки скорее не журналист, а драматург. Долгое время я писала пьесы, а потом мне надоел театр. Я стала писать документальную прозу. Наконец, я дошла до написания президентских программ - Борису Ельцину, Эллы Памфиловой. Тогда я поняла, что политика - это тот же театр, только актеры в нем покруче
- Сейчас вы над чем-то работаете?
- Совсем скоро выходит книга <Мне 46 лет>. По сути - это уже известная читателю «Мне - 40 лет», но с новыми главами. Дело в том, что издательство, которое раньше издавало эту книгу, очень небрежно к ней отнеслось. Я сужусь с этим издательством уже несколько лет. А работаю я сейчас над новой повестью, героем который будет, не удивляйтесь, - американский автомобиль.
- Есть ли у вас технология написания книг?
- Технологии написания нет. Пишу не очень быстро, так как не успеваю писать. Ведь я же еще, кроме всего прочего, и практикующий психолог. Когда я была молодой, я работала быстрее. У меня росли сыновья, я училась в институте, но успевала писать одну пьесу в год. Тогда все говорили, что за меня кто-то пишет. Сейчас, издательство, с которым я сотрудничаю, постоянно меня подгоняет. Ну а я не могу писать, как Дарья Донцова по 3 книги в год. К Дарье Донцовой я отношусь очень нежно, просто работаем мы в разных категориях.