- Светлана Алексеевна, как Вы относитесь к Лукашенко?
- Это сложный для меня вопрос. Мы живем в страшное время перехода от социализма к капитализму, в котором человек оказался не защищен. Россия и Белоруссия пошли по разному пути. Россия – по пути пусть ущербного, но капитализма. А Лукашенко попытался «заморозить время» и создал некий микс. Несмотря на то, что он решил некоторые экономические вопросы, в сфере политической жизни мы отстаем очень сильно. В Белоруссии нет независимых газет, независимых гражданских инициатив, независимого белорусского лицея. Процесс не остановить, и нельзя сделать из современной страны колхоз.
- А как же пример Китайской Народной Республики. Они вполне удачно живут при социализме.
- Я была в Китае и знаю о том, что там происходит. Китайцы научились на нашем опыте. А потом – это восточная культура, они стараются все делать осторожно, без революций. Они понимают, что развал Советского Союза стал потрясением для всего мира. А вы можете представить, что будет, если развалится многомиллионный Китай? Поэтому они ведут осторожную политику. У меня к политике Китая, также как и к политике Белоруссии неоднозначное отношение, но, несомненно, что Китай – страна будущего.
- А как Вы объясните тот факт, что при всех ужасах социализма советское культурное наследие признано во всем мире, а российская культура в настоящее время в упадке?
- Я бы не хотела, чтобы шедевры, даже самые великие, доставались такой ценой. 60 миллионов жизней унес ГУЛАГ, и это страшно. Я хочу сказать, что кризис культур есть везде, не только у нас. Я какое-то время жила в Италии. Когда собиралась итальянская аудитория, мне говорили: «У нас был великий кинематограф: Феллини, Бертолуччи. А где он теперь? Обмельчал». Как сказал Илья Кабанов: «Социализм-это страшно. Когда господствовала эта идея, нам казалось, что мы боремся с чудовищами. А когда чудовище рухнуло, то оказалось, что надо жить среди крыс». Поэтому сегодня многие испытывают ностальгию по Советскому Союзу. Как раз сейчас я пишу книгу о том, что с нами произошло за 20 лет. Я езжу по всему постсоветскому пространству: Украина, Россия, Казахстан и общаюсь с людьми. И все они по-разному переживают нынешнее время.
- Скажите, пожалуйста, почему Ваши книги, в том числе «Чернобыльская молитва» пользуются огромной популярностью заграницей, а у нас Чернобыль вспоминают только в годовщину трагедии?
- Чернобыльская авария совпала по времени с великим социальным потрясением – развалом Советского Союза. Одно потрясение затмило другое. Уроки Чернобыля мы еще не осознали, нам еще это предстоит. Мы вообще «цивилизация слез и страданий». То, через что мы прошли и проходим служит уроком для всего мира.
Почти час продолжалась беседа читателей со Светланой Алексиевич. И получилась она не столько о Чернобыле, сколько о нашей современности, о тех проблемах, которые волнуют всех: «как жить и выживать в сегодняшнем мире, оставаясь при этом ЧЕЛОВЕКОМ».
- Это сложный для меня вопрос. Мы живем в страшное время перехода от социализма к капитализму, в котором человек оказался не защищен. Россия и Белоруссия пошли по разному пути. Россия – по пути пусть ущербного, но капитализма. А Лукашенко попытался «заморозить время» и создал некий микс. Несмотря на то, что он решил некоторые экономические вопросы, в сфере политической жизни мы отстаем очень сильно. В Белоруссии нет независимых газет, независимых гражданских инициатив, независимого белорусского лицея. Процесс не остановить, и нельзя сделать из современной страны колхоз.
- А как же пример Китайской Народной Республики. Они вполне удачно живут при социализме.
- Я была в Китае и знаю о том, что там происходит. Китайцы научились на нашем опыте. А потом – это восточная культура, они стараются все делать осторожно, без революций. Они понимают, что развал Советского Союза стал потрясением для всего мира. А вы можете представить, что будет, если развалится многомиллионный Китай? Поэтому они ведут осторожную политику. У меня к политике Китая, также как и к политике Белоруссии неоднозначное отношение, но, несомненно, что Китай – страна будущего.
- А как Вы объясните тот факт, что при всех ужасах социализма советское культурное наследие признано во всем мире, а российская культура в настоящее время в упадке?
- Я бы не хотела, чтобы шедевры, даже самые великие, доставались такой ценой. 60 миллионов жизней унес ГУЛАГ, и это страшно. Я хочу сказать, что кризис культур есть везде, не только у нас. Я какое-то время жила в Италии. Когда собиралась итальянская аудитория, мне говорили: «У нас был великий кинематограф: Феллини, Бертолуччи. А где он теперь? Обмельчал». Как сказал Илья Кабанов: «Социализм-это страшно. Когда господствовала эта идея, нам казалось, что мы боремся с чудовищами. А когда чудовище рухнуло, то оказалось, что надо жить среди крыс». Поэтому сегодня многие испытывают ностальгию по Советскому Союзу. Как раз сейчас я пишу книгу о том, что с нами произошло за 20 лет. Я езжу по всему постсоветскому пространству: Украина, Россия, Казахстан и общаюсь с людьми. И все они по-разному переживают нынешнее время.
- Скажите, пожалуйста, почему Ваши книги, в том числе «Чернобыльская молитва» пользуются огромной популярностью заграницей, а у нас Чернобыль вспоминают только в годовщину трагедии?
- Чернобыльская авария совпала по времени с великим социальным потрясением – развалом Советского Союза. Одно потрясение затмило другое. Уроки Чернобыля мы еще не осознали, нам еще это предстоит. Мы вообще «цивилизация слез и страданий». То, через что мы прошли и проходим служит уроком для всего мира.
Почти час продолжалась беседа читателей со Светланой Алексиевич. И получилась она не столько о Чернобыле, сколько о нашей современности, о тех проблемах, которые волнуют всех: «как жить и выживать в сегодняшнем мире, оставаясь при этом ЧЕЛОВЕКОМ».