- Я хочу сразу предупредить – я не писатель. Сегодня на презентации я хотела бы представить 2 серии, в которых вышли мои книги. Первая – это «Библиотека кинодраматургов». В этой серии вышел мой сценарий к кинофильму «Связь». Вторая серия называется «Статья». В этой серии будут выходить сборники статей, которые печатались в прессе. Мне выпала большая честь открывать эту серию. Хотя я прекрасно понимаю, что это связано с тем, что я, так скажем, «лицо из телевизора». Туда вошли мои статьи, которые когда-то публиковались в прессе.
- Скажите, а что сейчас происходит с программой «Школа злословия», которую Вы так прекрасно ведете вместе с Татьяной Толстой?
- «Школа злословия» выходит на НТВ, но в какое-то запредельное время, после полуночи. И хотя у нас нет цензуры, тем не менее, все сделано для того, чтобы эту программу не видели. И как долго будет программа выходить, мы не знаем. Однажды нас уже закрывали. На телеканале «Культура» очень сильное давление было. А на НТВ поменьше, конечно, но заметен явный крен в сторону попсовости.
- По какому принципу выбираются герои программы «Школа злословия»?
- На протяжении времени существования этой передачи принципы менялись. Сначала мы брали какого-то общественного героя и пытались докопаться до настоящего его. Потом стали выбирать тему и уже под конкретную тему подбирать героя, который компетентен по данной тематике. А сейчас берем тех людей на передачу, с которыми возможен интересный задушевный разговор, и которые по тем или иным причинам не появляются на экране телевизора. Мы с Татьяной Толстой не являемся тележурналистами. Мы предвзяты, как и все люди на свете. И поэтому можно сказать, что и выбор героев обусловлен нашими субъективными представлениями о том, с кем было бы интересно сделать программу.
- В последних Ваших передачах вопросы не такие острые как раньше. С чем это связано?
- А нам надоело. Не должно быть остроты ради остроты. Однако, если мы видим, что человек врет, обманывает, то никогда не пропустим этого. Многие известные люди не идут к нам на передачу, отказываются. Например, чиновники. У них есть запрет ходить на ТВ, кроме определенных передач. Кудрина мы добивались три года! А вот, к примеру, 2 человека, это Радзинский и Жванецкий, соглашаются уже несколько лет, но не приходят, ссылаясь на занятость и дела.
- Расскажите о Вашей встрече с Павлом Лунгиным, пожалуйста.
- Я считаю, что фильм «Остров» - очень хорошее кино. Я очень рада, что вышел этот фильм. Сейчас в кино, кроме проблемы конфликта между сценаристом и режиссером, появилась проблема взаимоотношений режиссера и продюсера. Из кино вырезается все, что, по мнению продюсера, противоречит интересам аудитории. Выход фильма «Остров» - это такой редкий случай в современной киноиндустрии, я очень рада за Павла Лунгина.
- Какой вопрос Вы задали бы Путину?
- Их много. Например, почему свернуты реформы? Почему страну посадили в стагнацию, в которой она сейчас находится?
- Почему Вам не по душе художник Шишкин?
- Нельзя сказать, что он мне не по душе. Я не понимаю, почему мы выбрали его любимым художником нашей страны. У нас есть Репин, Серов, Левитан. Это великие художники. И этот список можно продолжить. Шишкин же, по моему мнению, ничем не выдающийся художник. Таких художников, как он, много. Он просто хороший пейзажист сорок седьмого ряда. И я думаю, что известность и популярность он приобрел только благодаря тому, Советская власть очень любила все умильное о родном крае, что «выбивало бы слезинку».
- Ваше мнение о Набокове?
- Это очень непростой вопрос. Я очень люблю его творчество, особенно «Лолиту», «Подвиг» и «Дар». Но у меня сложное отношение к нему. Он, по моему мнению, не совсем русский. Он, конечно, гений стилистики. Но слишком холодный для меня. Его читаешь, как будто бы дышишь разреженным воздухом.
- Что Вы думаете о современной литературе, например, о Харуки Мураками?
- То, что у нас происходит с модной литературой, это интересно. В принципе, у Мураками мне нравится одно произведение «Охота на овец». А последующие его книги намного менее интересны.
- Сейчас много говорят о том, что, несмотря на то, что много книг, но мало, что почитать. Поэтому люди стали больше обращаться к классике. Что Вы думаете по этому поводу?
- Конечно, классику читать всегда хорошо. Мне сложно ответить на этот вопрос. Я читаю всегда и везде. Но мои интересы ограничены, я интересуюсь историей. Я думаю, что в настоящее время издается литература на любой вкус. Но сейчас есть другая проблема – это проблема экономии на редакторах и плохие переводы.
- Как Вы относитесь к последнему роману Улицкой?
- Улицкая - большой серьезный современный писатель. Но она не относится к числу моих любимых авторов. Она для меня предсказуема. Когда я читаю Шишкина, Пелевина, я не думаю, как это сделано, как построена фраза. Последний ее роман – это роман очень умного человека. Она, несомненно, невероятно умна. Но это обманка. Это большой роман, но только с фасада. Там нет того странного второго смысла, который возникает помимо воли писателя. Там нет чуда для меня.
- А что Вы можете сказать о Татьяне Толстой, как о писательнице?
- Я считаю ее выдающимся писателем. Роман «Кыся» был недооценен. Мы с вами живем в реальности романа «Кыся». Я думаю, что критики и современники еще вернутся к нему. Скоро у нее будут изданы 2 книги ее эссе. Для меня она выходит в первый ряд писателей современности, где находятся Шишкин, Пелевин, Улицкая. А вообще, это все равно, что о родственниках говорить.
- Скажите, а что сейчас происходит с программой «Школа злословия», которую Вы так прекрасно ведете вместе с Татьяной Толстой?
- «Школа злословия» выходит на НТВ, но в какое-то запредельное время, после полуночи. И хотя у нас нет цензуры, тем не менее, все сделано для того, чтобы эту программу не видели. И как долго будет программа выходить, мы не знаем. Однажды нас уже закрывали. На телеканале «Культура» очень сильное давление было. А на НТВ поменьше, конечно, но заметен явный крен в сторону попсовости.
- По какому принципу выбираются герои программы «Школа злословия»?
- На протяжении времени существования этой передачи принципы менялись. Сначала мы брали какого-то общественного героя и пытались докопаться до настоящего его. Потом стали выбирать тему и уже под конкретную тему подбирать героя, который компетентен по данной тематике. А сейчас берем тех людей на передачу, с которыми возможен интересный задушевный разговор, и которые по тем или иным причинам не появляются на экране телевизора. Мы с Татьяной Толстой не являемся тележурналистами. Мы предвзяты, как и все люди на свете. И поэтому можно сказать, что и выбор героев обусловлен нашими субъективными представлениями о том, с кем было бы интересно сделать программу.
- В последних Ваших передачах вопросы не такие острые как раньше. С чем это связано?
- А нам надоело. Не должно быть остроты ради остроты. Однако, если мы видим, что человек врет, обманывает, то никогда не пропустим этого. Многие известные люди не идут к нам на передачу, отказываются. Например, чиновники. У них есть запрет ходить на ТВ, кроме определенных передач. Кудрина мы добивались три года! А вот, к примеру, 2 человека, это Радзинский и Жванецкий, соглашаются уже несколько лет, но не приходят, ссылаясь на занятость и дела.
- Расскажите о Вашей встрече с Павлом Лунгиным, пожалуйста.
- Я считаю, что фильм «Остров» - очень хорошее кино. Я очень рада, что вышел этот фильм. Сейчас в кино, кроме проблемы конфликта между сценаристом и режиссером, появилась проблема взаимоотношений режиссера и продюсера. Из кино вырезается все, что, по мнению продюсера, противоречит интересам аудитории. Выход фильма «Остров» - это такой редкий случай в современной киноиндустрии, я очень рада за Павла Лунгина.
- Какой вопрос Вы задали бы Путину?
- Их много. Например, почему свернуты реформы? Почему страну посадили в стагнацию, в которой она сейчас находится?
- Почему Вам не по душе художник Шишкин?
- Нельзя сказать, что он мне не по душе. Я не понимаю, почему мы выбрали его любимым художником нашей страны. У нас есть Репин, Серов, Левитан. Это великие художники. И этот список можно продолжить. Шишкин же, по моему мнению, ничем не выдающийся художник. Таких художников, как он, много. Он просто хороший пейзажист сорок седьмого ряда. И я думаю, что известность и популярность он приобрел только благодаря тому, Советская власть очень любила все умильное о родном крае, что «выбивало бы слезинку».
- Ваше мнение о Набокове?
- Это очень непростой вопрос. Я очень люблю его творчество, особенно «Лолиту», «Подвиг» и «Дар». Но у меня сложное отношение к нему. Он, по моему мнению, не совсем русский. Он, конечно, гений стилистики. Но слишком холодный для меня. Его читаешь, как будто бы дышишь разреженным воздухом.
- Что Вы думаете о современной литературе, например, о Харуки Мураками?
- То, что у нас происходит с модной литературой, это интересно. В принципе, у Мураками мне нравится одно произведение «Охота на овец». А последующие его книги намного менее интересны.
- Сейчас много говорят о том, что, несмотря на то, что много книг, но мало, что почитать. Поэтому люди стали больше обращаться к классике. Что Вы думаете по этому поводу?
- Конечно, классику читать всегда хорошо. Мне сложно ответить на этот вопрос. Я читаю всегда и везде. Но мои интересы ограничены, я интересуюсь историей. Я думаю, что в настоящее время издается литература на любой вкус. Но сейчас есть другая проблема – это проблема экономии на редакторах и плохие переводы.
- Как Вы относитесь к последнему роману Улицкой?
- Улицкая - большой серьезный современный писатель. Но она не относится к числу моих любимых авторов. Она для меня предсказуема. Когда я читаю Шишкина, Пелевина, я не думаю, как это сделано, как построена фраза. Последний ее роман – это роман очень умного человека. Она, несомненно, невероятно умна. Но это обманка. Это большой роман, но только с фасада. Там нет того странного второго смысла, который возникает помимо воли писателя. Там нет чуда для меня.
- А что Вы можете сказать о Татьяне Толстой, как о писательнице?
- Я считаю ее выдающимся писателем. Роман «Кыся» был недооценен. Мы с вами живем в реальности романа «Кыся». Я думаю, что критики и современники еще вернутся к нему. Скоро у нее будут изданы 2 книги ее эссе. Для меня она выходит в первый ряд писателей современности, где находятся Шишкин, Пелевин, Улицкая. А вообще, это все равно, что о родственниках говорить.