+7 (495) 789-35-91 - сеть магазинов   +7 (495) 648-17-68 - интернет-магазин

«Намедни» в Московском Доме книги.


Самый большой российский документальный сериал «Намедни 1961-2003» Леонида Парфёнова был многократно показан в эфире, выпущен на видеокассетах и DVD. Но советская эпоха, как оказалось, не ушла в прошлое, продолжаясь в нынешней российской жизни.

Поздний советский период пока выглядит неисчерпаемым источником национальных традиций. Свод его феноменов — попытка увидеть главные черты этой цивилизации. Материалы проекта были переработаны и многократно расширены, к ним подобрано более пятисот иллюстраций. Томов запланировано четыре: по десятилетиям. Конечно, книга-альбом — совсем другой формат, чем телевизионный цикл, но принцип построения проекта — монтаж «событий, людей, явлений» год за годом — сохранен.

Первый том — «Намедни. Наша эра. 1961-1970» — посвящен 60-ым. Олег Попов и Майя Кристалинская, Валентина Терешкова и Алексей Леонов, «Операция Ы» и «Я шагаю по Москве», туфли на шпильках и молоко в пакетах, вязание и парики — всё это и многое другое на страницах книги год за годом.


Эта книга - внимательная и вдумчивая попытка увидеть эти коренные черты советской цивилизации, такой, кажется, далекой, но такой близкой каждому из нас.

На презентации книги, Леонид Парфенов с удовольствием отвечал на все вопросы читателей, шутил и, одновременно, подписывал книги, фотографировался. В целом общение получилось очень интересным, а все наши посетители смогли порадовать себя или своих близких отличной подарочной книгой с автографом нашего гостя.

Леонид, скажите, «Намедни» - в двух ипостасях, телевизионный проект и книга, насколько это разные вещи?

Безусловно, между ними две большие разницы. Во-первых, книга отличается по своему формату. А во-вторых, и это главное, - со времени выхода телепрограммы изменилась ситуация. Телепрограмма изначально делалась про то, что уходит. А потом выяснилось, что это никуда не ушло. И книга - попытка объяснить, что матрица, на которую накладывается «российское», - это никуда не ушедшее «советское». Которое «российское» продолжает, повторяет, развивает и прочее, прочее. Вот это собственно и был мотив создания книги.

Скажите, пожалуйста, почему Ваш проект начинается именно с 1961 года?

С самого начала мне казалось, что нужно брать последние десятилетия. Потому что здесь самые очевидные параллели. Поэтому и такое название: наша эра. То что было этого времени – было до нашей эры. 1959 и 1961 годы - это абсолютно два разных мира. Там все сменилось, вся стилистика, всё до мелочей. Абсолютный слом эпохи.

Леонид, Вам не кажется, что жизнь в Советском Союзе у Вас в книге и в проекте получилась красивой картинкой?

Нет, мне так не кажется. Умысла такого у меня точно не было. Это была всякая эпоха. Эпоха разная. В итоге, в общем, чудовищная, конечно. Но люди жили. И, собственно говоря, всё то, что есть красивого и обаятельного в этой эпохе, так это, прежде всего, - огромный подвиг советского народа (выражаясь старым стилем), который отгораживал куски своей жизни, свободной от партии и правительства, и там старался жить достойно. Детей воспитать, в музыкальные школы отдать, кооператив построить, чтоб сын в институт поступил, куда-то съездить, что-то купить, какие-то книжки почитать (не те, которые рекомендует партия и правительство), какие-то фильмы увидеть... Сами того не подозревая, наверное, занимались коррозией социализма, который совершенно не предполагает реализацию личности, а предполагает реализацию государства. Поэтому, все те ухищрения, моды, стремления людей выглядеть чуть лучше, чем им уготовано судьбой, мне кажется в той эпохе симпатичным. Но в книге есть и плохое тоже - Вы почитайте - и расстрел в Новочеркасске или ввод войск в Чехословакию....

Откуда Вы брали такие интересные иллюстрации?

Во-первых, хотел бы сказать спасибо всем, кто был активен в ЖЖ. Эти люди помогли мне в смысле убежденности в том, что это кому-то требуется и в том, чтоб проверить типы реакции людей... А вот здесь (Леонид открывает книгу) - снимок, который мне присылали. Здесь Вы видите огромную разницу между официальной съемкой и тем, что люди присылали, где действительно жизнь, где все - «в самом делешное».

На презентацию пришел и Владимир Вяткин, замечательный, в данном случае — советский, фотограф. Владимр Вяткин и Владимр Бургенович Мусульян - это два фотографа, которые очень много нам дали фотографий. Обычно в советское время это было так: снималось для агентств или для редакций, в том виде, в котором это должно было пройти по советским условиям. А потом, что-то снималось для себя, в стол, и поэтому потом оказывается гораздо более живым. Вот, например, в этой книге — Грушинский фестиваль в 1968. Тогда это было нереально опубликовать. Главное было сохранить. Из личных архивов советских фотографов, которые были советскими, но, прежде всего, были фотографами. Вот ещё оттуда очень важный источник настоящих иллюстраций.

Когда ждать остальные три тома?

Я надеюсь, что второй том будет по весне. Очень нужно сделать все три тома в будущем году. И очень надеюсь, что в самом конце года можно будет все четыре вместе издать какой-то общей коробкой.

Если бы была машина времени, в какую бы эпоху вы отправились?

Мне кажется, что бежать от своего времени это малодушие какое-то. Честно говоря, мне даже в детстве не приходили такие фантазии в голову. Так что на такой вопрос я ответить не могу.

В ваших планах есть возвращение на телевидение или в «Русский Newsweek»?

В моих планах не было ухода с него даже. Это не от меня зависит, по своей воле я бы и не ушел…Что касается возвращения в «Newsweek», то это - законченная глава в моей жизни. Я хотел бы заняться своими авторскими проектами, которые от начала до конца я делаю сам.

Леонид, Вы упомянули о своих авторских проектах. Не могли бы рассказать о ни , или это секрет.

Нет, это не секрет. Вы все это можете увидеть на моем блоге в жж. Там выложены даже ролики телепроектов. Это, прежде всего, ролик 4-х серийного фильма с писателем Алексеем Ивановым, который написал «Сердце Пармы», «Золото бунта», «Географ глобус пропил» и прочие замечательные вещи. Мы закончили съемки, 4 серии, по 52 минуты, видимо пойдет на 1-м канале, но не раньше осени следующего года. Там же есть куски 2-х серийного фильма, тоже для 1-го, который будет называться «Птица Гоголь». Это были съемки на Украине, в Италии, в римской квартире, где собственно были написаны «Мертвые души». И много там ещё всякого хорошего…

Леонид, если рассматривать Вашу книгу - это больше историческое исследование, срез эпохи или все-таки хороший журналистский материал?

Это Вам решать. Я просто старался работать честно.

Мы предлагаем Вам оценить по-достоинству работу Леонида Парфенова: книгу «Намедни. Наша эра. 1961-1970» Вы всегда сможете приобрести в сети магазинов Московкий дом книги.
ждите...
ждите...