+7 (495) 789-35-91 - сеть магазинов   +7 (495) 648-17-68 - интернет-магазин

Елизавета Боярская: стараемся понять, чему книга учит


– Лиза, с какого именно возраста вы начали читать Андрюше книги?

 

– Буквально с двух-трех месяцев. Сначала мы показывали ему книжки с картинками и говорили: «Это игрушки, это какие-то животные, это радуга, это деревья». Месяца в четыре уже начали читать Агнию Барто, а следом Корнея Чуковского. То же самое сейчас происходит с Гришей, потому что у нас так принято. Мне кажется, что даже если ребенок ничего не понимает, он воспринимает речь. Если что-то повторяется много раз, он это потихоньку запоминает. Если ему десять раз сказать, что это мишка, он потом реагирует на него, понимая, что это мишка. Поэтому мне кажется нормальным читать книжки с такого возраста.

 

– Как он воспринимал эти занятия? И с чего вы начинали его литературное образование?

 

– С большим удовольствием и очень заинтересованно. И Грише сейчас только пять месяцев, но уже в таком возрасте он замирает, когда мы ему читаем, слушает. Особенно если у папы или мамы меняется голос, или что-то читается в рифму с какой-то определенной интонацией, или кто-то плачет или смеется – в общем, когда что-то происходит. Дети останавливают внимание на книжке, если показываешь им пальцем на картинки. Поначалу очень хороши Барто и Чуковский, потому что они легкие для восприятия, с прекрасными рифмами, к тому же в этих книжках прекрасные иллюстрации. И они простые по смыслу и недлинные, что детям очень нравится. Потом у нас хорошо пошел Михалков, стихи Маршака. Затем началась проза. В три-четыре года читали «Волшебника Изумрудного города», «Незнайку», «Буратино», «Маугли», «Винни-Пуха» в переводе Заходера. Потом был Остер, а даже пораньше Маяковский – «Что такое хорошо и что такое плохо». Стихи вообще детьми воспринимаются лучше, потому что они коротенькие и очень музыкальные. Позже в нашей жизни появился Успенский и «Простоквашино»… Детская библиотека в нашем доме – это огромный стеллаж, забитый книгами снизу доверху. Мы очень много читаем детям, в неделю по книжке. Ребенку семь лет, поэтому можно понять, сколько книг мы приобрели и прочитали с Андрюшей. Я назвала только основные.

 

– То есть вы начали читать сыну со своих детских книжек?

 

– Да, а еще я очень любила в детстве книжку «Праздник непослушания», про муми-троллей, про Муфту, Полботинка и Моховую Бороду. И ему это тоже очень нравится. Безусловно, читаем мы и Драгунского, и Носова. У обоих большое количество прекрасных рассказов. Андрюша, как и я в детстве, любит истории про озорных детей. Я открываю и новые имена в детской литературе, например замечательные скандинавские книжки про Петсона и кота Финдуса. Вообще очень много хорошей скандинавской детской литературы. Как я выбираю? Смотрю на иллюстрации, на название, чтобы понять, что это что-то любопытное. Обычно полагаюсь на интуицию, люблю ходить в Петербургский дом книги. Если это история про какого-то мальчика, он заведомо смешливый хулиган, с которым происходят интересные истории. Вспомнила еще две книжки, которые Андрюше очень понравились, это Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка и восемь детей в деревне…» и еще где-то (их несколько томов) и Анни Шмидт, «Саша и Маша», это тоже несколько одноименных книжек с номерами.

 

– А Максим читал что-то Андрею, ориентируясь на свои любимые книжки?

 

– В основном в нашем советском детстве мы читали одно и то же. Но Максим с большим удовольствием читал Андрюше «Маугли» и «Волшебника Изумрудного города». Хотя с «Волшебником…» мы сходимся полностью, а вот «Маугли» я в детстве любила меньше. Сейчас Максим говорит, что можно начинать ему читать что-то типа «Острова сокровищ» и «Тома Сойера». Чуть позже «Над пропастью во ржи», то есть уже такие пацанские книжки, которые каждый мальчик в детстве должен прочитать.

 

– Бывало ли, что вы открывали книгу после фильма, мультика, спектакля?

 

– «Крокодила Гену» и «Простоквашино» после мультика, но это было отдельно, вне зависимости от мультфильма. Книжка очень интересна сама по себе. Мы с сыном всегда разговариваем о персонажах, о том, кто ему больше всех нравится, кому он сочувствует. В общем, стараемся понять, чему книга учит, что из нее можно вынести, какой урок.

 

– А какие у Андрюши любимые книги?

 

– Сейчас совершенно точно и любимая книга, и любимый герой – Гарри Поттер, 2019 год у нас посвящен этому персонажу. Сыну очень нравятся фильмы, потом мы перешли на книги. Сейчас уже дочитываем пятый том. На самом деле это достаточно тяжело читать, потому что каждая книга страниц по восемьсот. Но мы периодически делаем паузы. К тому же мне кажется, что у нас не самый удачный перевод, в нем есть слишком уж витиеватые предложения. Знаю, что есть другой, но его сложно найти. Тем не менее мы хорошо помним фильм, поэтому разбираемся в сюжете. Но литература классная, мне самой очень нравится. Естественно, что Гарри Поттера ему сложно читать самому, но «Простоквашино» или «Крокодила Гену» Андрюша читает самостоятельно, хотя они достаточно длинные.

 

– Когда вы читаете с детьми?

 

– В раннем детстве мы читали по чуть-чуть в течение дня, как делаем это теперь с Гришей. Когда он бодрствует, мы читаем и Барто, и Чуковского, и картинки рассматриваем – это такое приятное времяпрепровождение. А чем старше становится Андрюша, тем чаще читаем днем, но в основном все равно перед сном. Это уже такая традиция.

 

Комментарий психолога

 

Елизавета Боярская – пример для родителей в вопросе раннего развития детей. Учить или не учить ребенка читать с ранних лет – очень актуальный вопрос. Но намного важнее привить любовь к чтению и литературе. В первую очередь здесь необходим личный пример родителей, ведь дети так хотят быть похожими на маму и папу. Если ребенок регулярно видит вас за чтением, если вы садитесь вместе, открываете книгу и параллельно обсуждаете происходящее и иллюстрации, совместно делаете выводы после прочитанного, это повлечет за собой большой процент успеха. И напротив, если вы не имеете привычки читать, но очень хотите привить ее ребенку, скорее всего, потерпите неудачу. Сложно объяснить малышу, почему он не может зависать часами в телефоне, если папа и мама не выпускают свои из рук. Самое главное – это не действовать вразрез с желаниями ребенка. Если ваша цель – привить малышу любовь к чтению и сделать его грамотным человеком, совсем необязательно начинать с изучения букв. Идентифицируйте звуки, читайте с ребенком, говорите с ним. Делайте это в игровой и увлекательной форме, приятной обеим сторонам. И тогда ваше чадо вырастет счастливым, тянущимся к знаниям человеком со здоровой самооценкой.

 

Психолог:  Ольга Голицына, психолог, коуч, гипнолог, автор очных семинаров и онлайн-программ. Жена и мама двоих детей

 

Интервью: Марина Зельцер

 

Электронная версия материала, опубликованного в № 6 журнала «Читаем вместе» за июнь 2019 года

ждите...
ждите...