+7 (495) 789-35-91 - сеть магазинов   +7 (495) 648-17-68 - интернет-магазин

Сати Спивакова: «Хочется просто жить. Планировать стало роскошью»


- Сати, спасибо за книгу «Нескучная классика. Еще не всё», не оторваться! В аннотации сказано, что здесь собраны самые интересные диалоги минувшего десятилетия. Вы встречались со столькими замечательными людьми, наверное, нелегко было выбрать самых-пресамых?

 - Это действительно было очень трудно. Мы с редактором Еленой Шубиной выбирали интервью по принципу баланса, желая создать ансамбль из «самых-пресамых», найти идеальную совместимость, созвучность, гармонию внутри книги.  Программа «Нескучная классика» выходит в эфир уже 10 лет, снято 315 выпусков и внутри этой программы есть свои циклы – «Музыкальные столицы мира», «История создания ОДНОЙ оперы». ЧАСТО в передачах участвует сразу несколько ГОСТЕЙ. Поэтому сначала мы с редакторами отобрали сольные интервью. Но их тоже оказалось довольно много. Как сказала Елена Шубина, «корешок столько не выдержит». И дальше отбор проходил по моему интуитивному желанию создать ЕДИНЫЙ АНСАМБЛЬ, когда и больше не надо, и меньше нельзя.

- Сколько длилась работа над книгой?

- Думала я о ней два года, а написала за два карантинных месяца. Странно прозвучит, но пандемия в этом деле оказалось в помощь – появилось время, и я все как-то очень быстро написала. Вообще, я человек не слишком организованный, но во время карантина взяла себе за правило, чтобы не впасть в уныние, не распуститься, сидя дома, ежедневно с утра приводить себя в порядок, причесываться, будто мне предстоит Zoom-конференция, а потом садиться редактировать интервью и писать по две-три преамбулы. Наливала себе большую чашку кофе, садилась за компьютер и работала.

С момента, когда я написала первую книгу, прошло 18 лет. Мы с Еленой Даниловной Шубиной неоднократно думали, что надо бы мне еще что-то написать, но все как-то не складывалось. Мне казалось, что сборник, составленный из интервью, может оказаться не особенно интересным, стать «маслом второго отжима». Зачем выпускать книгу, когда уже есть телевизионные передачи. А потом я поняла, что такая книга может найти своего читателя, ведь очень интересно наблюдать, как через разговор о музыке вырисовывается личность героя.

Бесчисленное множество раз за пролетевшие восемнадцать лет мне задавали вопрос: будет ли продолжение книги «Не все»? Я отвечала — пока нет. Нет времени. Нет желания. И сейчас скажу то же самое. Новая книга — не продолжение. Первая книга – воспоминания о тех замечательных людях, с которыми мне довелось встретиться. Вторая – сборник интервью. Причем к каждому диалогу я написала маленькое эссе, преамбулу. Также я дополнила эту череду интервью несколькими беседами из другой своей авторской программы «Камертон», выходившей на канале «Культура» с 2005 по 2010 год. В том цикле были редчайшие встречи, с героями которых по той или иной причине мне не удалось пообщаться за десять лет существования «Нескучной классики».

- В книгу попали уникальные фотоснимки. Какими архивами вы пользовались?

- В книге есть фотографии из моего собственного семейного архива и работы фотографов друзей – Сергей Берменьева, Юрия Роста и других. В ней также очень много полезных ссылок, так что, мне кажется, книга получилась образовательной.

- В «Нескучной классике» собраны очень разные герои – Майя Плисецкая, Михаил Шемякин, Татьяна Черниговская… Интересный разговор о музыке может получиться с любым собеседником – и с балериной, и с художником, и с доктором биологических наук? 

- Уверена, что да. У каждого человека есть свой саундтрек. Наверно, это можно определить так: скажи мне, что ты слушаешь, и я скажу, кто ты. Например, я немного боялась приглашать на интервью Татьяну Владимировну Черниговскую, страшно было предложить ей поговорить о связи музыки с тем, что творится у нас в голове. Но когда закончилась наша беседа, я поняла, что мне этого мало, что мне теперь всегда будет не хватать Татьяны Владимировны. И я придумала хитрый маневр – пригласила ее на концерт мужа, понимая, что он обязательно в нее влюбится и у нее уже не будет шансов меня забыть. Черниговская поразила меня всем. И поразила наповал. 

Некоторых из героев книги уже нет в живых. Моя личная потеря – великая американская певица Джесси Норман. Мы были друзьями по переписке - она больше любила писать, чем вести телефонные разговоры. А что такое дружба? Это общение без повода. И мне очень не хватает этого общения, ее суждений обо всем на свете. Хотелось бы спросить, что она думает о том, что сейчас происходит в Америке. Но это уже невозможно… Не хватает Майи Плисецкой, которая была моей счастливой путеводной звездой, талисманом и первой гостьей “Нескучной классики”. 

- Одна из глав книги посвящена Дине Рубиной. Чем вам близки ее книги, можете назвать любимую?

-  Мне давно нравится проза Дины Рубиной. И пригласила я ее в программу не случайно, ведь Рубина – профессиональный музыкант, и в литературе использует именно музыкальный принцип построения формы. Любимых книг много… Обожаю ее роман «Почерк Леонардо».

- Кто еще из современных писателей вам нравится? С кем бы хотелось поговорить о музыке и о жизни?

- С Владимиром Сорокиным (он был на программе однажды, но это была тематическая передача, когда за столом несколько гостей), еще - с Людмилой Улицкой, с Татьяной Толстой… Очень жаль, что ушел из жизни мой любимый Игорь Сахновский. Не успела…

Наверное, интересной собеседницей оказалась бы Марина Степнова. Только что я закончила читать ее роман «Сад» и очень его всем рекомендую. У меня давно не было такого взаимоотношения с книгой! Пытаешься закончить все дела как можно быстрее, чтобы вернуться к этой потрясающей истории. Меня покорила эта книга, читала взахлеб.

- Вы посвятили «Нескучную классику» своему мужу Владимиру Спивакову…

-  А кому еще я могла ее посвятить? Первую книгу я посвятила моей маме, она очень гордилась этим. Вторую – конечно, Спивакову, самому родному для меня человеку. Он был удивлен, когда увидел это посвящение. Но, как я уже говорила, книга была написана в течение двух карантинных месяцев, которые мы провели вдвоем с мужем в пространстве одной квартиры и даже одной комнаты – ему нравилось заниматься, играть на скрипке в нашей гостиной, где я сидела с компьютером, обложенная книжками. Мне кажется, за эти два месяца мы общались чуть ли не больше, чем за все 36 лет, прожитых вместе. И еще – если бы не было в моей жизни Спивакова, я бы давно отошла от классической музыки. Я росла в семье музыкантов, закончила музыкальную школу… Но уже с юности, поступив в ГИТИС, мечтала держаться подальше от классической музыки. Поэтому, если бы не мой муж, не было бы в моей жизни этого океана музыки, в котором я до сих пор плыву, открывая для себя всё новые и новые глубины.    

- Некоторые психологи считают, что сказки, которые особенно нравились нам в детстве, могут повлиять на наш жизненный сценарий. Есть ли у вас любимая сказка? 

Есть, конечно! «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена.

- Говорят, воспитание – лучшее наследство. Вы воспитали трех замечательных дочерей. Что главное в воспитании? Стоит ли заставлять детей читать, учиться музыке? 

- Заставлять, на мой взгляд, не стоит. В детях, как правило, развит дух противоречия. А вот увлекать, вовлекать, приобщать к литературе и к музыке – необходимо. Мои дочки очень разные, но они замечательные, каждая из них меня удивляет и вдохновляет. 

- Сейчас издается много красивых кулинарных книг, все большую популярность приобретает концепция slow food, ее сторонники призывают готовить медленно и вдумчиво, придерживаться национальных традиций, использовать местные продукты, даже сравнивают процесс приготовления кулинарных шедевров с музыкой – те же творчество и вдохновение. Вам близки эти идеи? Вы любите готовить или предпочитаете ужинать в ресторанах?

- Я очень люблю готовить для семьи и друзей и, говорят, у меня неплохо получается. Рестораны - неотъемлемая часть нашей кочевой жизни, но мы с мужем все чаще едим дома и, конечно же, у меня есть достаточное количество интересных рецептов, которые потянут еще на одну книгу. Но думаю, это уже совсем не оригинально…

- На обложке книги, как и на многих фотографиях, вы в черном. Это дань национальным традициям, способ подчеркнуть стройность, деталь вашего фирменного элегантного стиля? Что для вас значит черный цвет?

- Черный – самый благородный цвет, по мнению Шекспира. Так, кстати, считали и многие великие кутюрье XX века. А национальные традиции…  Это выдуманный стереотип, не имеющий ничего общего с реальностью. Я родилась и выросла в Армении, где национальный костюм как раз отличался буйством красок. Черный пришел в мою жизнь гораздо позже. Не знаю, как определить эту страсть, но я действительно чувствую себя органично в черном, и все попытки отойти от черного успехом пока не увенчались.

- В конце каждой главы книги дается перечень музыкальных произведений и получается портрет героя, написанный нотами. Для Майи Плисецкой – «Болеро» Равеля и «Лебедь» Сен-Санса, для Аллы Демидовой - «Сероглазый король» Прокофьева и «Адажио» Вивальди, для Михаила Шемякина – «Щелкунчик» Чайковского и «Кони привередливые» Высоцкого. А из каких произведений можно составить ваш музыкальный портрет?

- Это будет весьма эклектичный портрет. Пятая симфония Чайковского, «адажиетто» из пятой симфонии Малера и «Вечная любовь» Азнавура.

Ваша книга рассчитана на российских читателей или будет переведена и на другие языки?

- Конечно, книга рассчитана на русского читателя. Но если к ней возникнет интерес в других странах, я буду счастлива.

- Сати, вы родились в Ереване, учились в Москве, жили в Париже…  Где вы чувствуете себя дома? Где планируете жить в наступающем 2021 году и есть ли уже новые творческие задумки?

Дом — это там, где родные, семья. У меня два дома - Москва и Париж, именно в таком порядке. В будущем я мечтаю выпустить книгу «Нескучная классика» в аудиоформате, сама начитать все преамбулы, пригласить актеров. Но вообще, в следующем году, учитывая глобальную катастрофу с коронавирусом и новую реальность, в которой мы все оказались, хочется просто жить. Планировать стало роскошью.    

Интервью: Наталья Сысоева

ждите...
ждите...